"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal ru-RU omad1011@mail.ru (Hamroyev Alijon Ro'ziqulovich) omad1011@mail.ru (Qalandarov Azimjon) Thu, 13 Nov 2025 04:31:58 +0000 OJS 3.3.0.12 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 ЗНАЧЕНИЕ ВЕБ-САЙТОВ И МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/701 <p>Современная система образования тесно связана с цифровыми <br>технологиями, и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе <br>подготовки педагогических кадров становится одной из актуальных задач. Особенно <br>важную роль играют веб-сайты и мобильные приложения в формировании <br>профессиональной компетентности будущих учителей в процессе преподавания точных <br>наук, таких как физика. В данной статье проанализированы роль цифровых технологий, в <br>частности веб-платформ и мобильных приложений, в профессиональной подготовке, их <br>возможности и степень воздействия.</p> Moxinur Razzokova Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/701 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/699 <p>Теоретические и методологические основы концепции <br>профессиональной компетентности проанализировали ее роль и важность в современной <br>системе образования. В частности, текущий образовательный процесс основан на <br>организации образовательного процесса на основе подхода или подхода к личным и <br>профессиональным качествам. В статье описываются компоненты профессиональной <br>компетентности, их взаимозависимость, а также формирование и постепенное развитие <br>этих компетенций на основе научных и теоретических источников</p> Nigora Safarova Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/699 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/713 <p>В статье подробно рассматривается поэтапная методика развития <br>компетентности учащихся в работе с информацией — перцептивный, аналитический, <br>оценочный, реконструктивный и прикладной этапы — с теоретической и практической <br>точек зрения. На каждом этапе последовательно раскрываются процессы восприятия, <br>анализа, оценки, трансформации и применения информации в реальном жизненном <br>контексте. Предлагаемый методический подход активизирует когнитивную, <br>метакогнитивную и рефлексивную деятельность учащихся, повышает уровень <br>критического мышления, творческого подхода, цифровой грамотности и социальной <br>ответственности, а также формирует личность, способную эффективно, осознанно и <br>ответственно действовать в глобальном информационном пространстве и принимать <br>инновационные решения.</p> Sayyora Xamrayeva Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/713 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 OʻZBEKISTONNING TARIXIY-GEOGRAFIK HUDUDLARIDA ILK TEMIR DAVRI MUDOFAA INSHOOTLARIDA ARXEOLOGIK IZLANISHLAR NATIJALARI https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/696 <p>Научная статья анализирует результаты археологических <br>исследований оборонительных сооружений раннего железного века на культурно-<br>хозяйственных территориях Узбекистана</p> Hurmat Eshchanov Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/696 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ ДЖАДИДСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/708 <p>Основной целью данного движения являлось обеспечение молодежи <br>современными знаниями, пробуждение национального сознания и модернизация общества. <br>В методологической части проанализированы просветительские идеи джадидов, в <br>частности взгляды таких представителей, как Махмудходжа Бехбудий, Абдурауф <br>Фитрат, Абдулхамид Чулпон, Абдукодир Шакури, Мунавваркори Абдурашидханов, Абдулла <br>Авлоний и Исхокхон Ибрат, касающиеся семьи и духовно-нравственного воспитания, а <br>также их возможное применение в современной педагогике. В дискуссионной части особое <br>внимание уделено значению воспитательных идей джадидов в подготовке молодежи к <br>семейной жизни. Показано, что их взгляды, направленные на нравственное воспитание, <br>просвещение и формирование социальной ответственности, могут эффективно <br>использоваться в современной педагогике.</p> Yulduz Palvannazirova Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/708 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 OʻZBEKISTON ENGIL VA MAHALLIY SANOAT AHLINING FRONTGA KOʻRSATGAN YORDAMI (1941-1945 YILLAR) https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/690 <p>В годы войны с фашизмом, то есть в годы Великой Отечественной <br>войны, перевод промышленности Узбекистана на военные рельсы был одним из важных <br>исторических процессов. С началом войны Советскому Союзу пришлось <br>трансформировать промышленность и производство, чтобы обеспечить фронт <br>необходимым вооружением и материалами. Узбекистан также внес свой вклад в этот <br>процесс. С началом войны в июне 1941 года многие промышленные предприятия, заводы <br>и фабрики, особенно предприятия тяжелой промышленности и производства <br>вооружений, были выведены из зоны боевых действий, чтобы сохранить <br>промышленность на фронте. Многие предприятия, в том числе оружейные заводы и <br>другие стратегические отрасли промышленности, были переведены в Ташкент, <br>Самарканд, Бухару, Фергану и другие города Узбекистана. Эти районы находились <br>близко к линии фронта и считались безопасными зонами для Советского Союза.</p> Ochil Sirojov Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/690 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/704 <p>В статье рассматривается методика использования программных <br>средств в обучении основам информатики и программирования с целью повышения <br>эффективности учебного процесса и формирования у обучающихся практических навыков <br>работы с современными информационными технологиями. В качестве методов <br>исследования применены анализ педагогической литературы, обзор существующих <br>программных инструментов, а также опыт внедрения программных средств в учебный <br>процесс. Результаты работы показывают, что интеграция специализированных <br>программных продуктов способствует улучшению понимания теоретических концепций, <br>развитию логического мышления и формированию навыков алгоритмического мышления у <br>школьников и студентов. Основные выводы подчеркивают важность системного подхода <br>к выбору и применению программных средств, а также необходимость методической <br>поддержки преподавателей для эффективного использования технологий в обучении <br>информатике и программированию. Данная методика может служить основой для <br>дальнейших исследований и практического внедрения в образовательные учреждения.</p> Yelena Qodirova Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/704 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 ОБ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОГО МУЗЕЯ В БУХАРЕ https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/684 <p>В этой статье обсуждается информация о создании первого музея <br>Бухары - святыни, который был открыт в 1922 году. Кроме того, была предпринята <br>попытка изучить и проанализировать деятельность и этапы развития этого музея на <br>основе источников и архивных материалов. Были исследованы музейные процессы и редкие <br>шедевры, рукописи и экспонаты, а также предпринята попытка сделать научные выводы. <br>Кроме того, были определены масштабные мероприятия в Бухарской области для <br>развития музейной отрасли и их этапы с обоснованными выводами. Среди музеев <br>Узбекистана есть три крупнейших музея-святыни, расположенных в древних городах <br>Центральной Азии: это историко-архитектурные музей-заповедники Самарканда, Бухары <br>и Хивы. На протяжении нескольких столетий Бухара была самым важным духовным, <br>религиозным и культурным центром Центральной Азии. Здесь развивались золотая <br>вышивка, шелкоткачество, ювелирное дело, медная чеканка и другие ремесла, шедевры <br>которых сосредоточены в коллекциях Бухарского музея-заповедника. К уже приведенным <br>данным о количестве действующих в Бухарском музее-заповеднике экспозиций необходимо <br>добавить, что сеть существующих филиалов сегодня распространена гораздо шире в <br>районах Бухарской области.</p> Bobir Boltayev Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/684 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/700 <p>В ходе исследования представлены пути повышения профессиональных навыков <br>студентов за счёт применения современных педагогических технологий, системы <br>занятий, построенной на компетентностном подходе, и взаимосвязи теоретических и <br>практических занятий. В результате систематизированы эффективные методы и <br>средства обучения, разработаны методические рекомендации по формированию <br>профессиональной компетентности</p> Alijon AMINOV Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/700 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/697 <p>В данной статье анализируются теоретические основы <br>дифференциального подхода на уроках математики, их роль в формировании знаний <br>учащихся, а также их эффективность. Также на практических примерах изложен опыт <br>интеграции дифференциального подхода в процесс урока. Будут освещены возможности <br>применения дифференциального подхода на уроках математики, какие методы <br>эффективны в формировании знаний учащихся, преимущества и некоторые проблемные <br>аспекты этого подхода.</p> G'ulomjon Qurbonov Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/697 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ АКМЕОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ К МИНИ ВОЛЕЙБОЛЬНОМУ ВИДУ СПОРТА В ВОЛЕЙБОЛ https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/711 <p>В данной статье представлены рекомендации и предложения по <br>дидактическим основам интеграции акмеологии подготовки в мини волейбол. Процесс <br>проводился у студентов факультета физической культуры Чирчикского <br>государственного педагогического университета. Специально разработанный вид <br>спорта мини волейбол организован на основе статистики, соответствующей <br>существующим спортивным сооружениям и статусу учащихся в общеобразовательных <br>школах нашей республики. В ходе исследования были разработаны научно-<br>методологические основы и программное обеспечение механизма интеграции <br>акмеологии подготовки к мини волейбольному виду спорта в волейбол, осуществлено <br>дидактическое обеспечение на основе специализации и переноса требований к <br>параметрам волейбола.</p> Jurayev Shukurillayev Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/711 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 XVII ASR BOSHLARIDA BUXORO XONLIGI TARIXINING YORITILISHI MASALASI https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/693 <p>В данной статье рассматривается освещение вопросов, связанных с <br>историей Бухарского ханства начала XVII века, в таких исследованиях, как "Бахр ул-Асрор" <br>Махмуда ибн-Вали и "История Балха" Б. Ахмедова. Анализируются вопросы освещения <br>состояния политики, управления, науки и культуры в этот период. Статья основана на <br>анализе научных исследований академика Бурибоя Ахмедова.</p> San'atjon Rajabov Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/693 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/706 <p>В данной статье анализируются понятие художественного текста, его <br>структура, содержание и восприятие учащимися. Также освещаются методы, <br>применяемые в процессе изучения и анализа художественного текста, современные <br>педагогические подходы и возможности развития самостоятельного мышления.</p> Nafosat Jumaniyozova Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/706 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000 ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ТОНКОВОЛОКНИСТОГО ХЛОПЧАТНИКА В СУРХАНДАРЬИНСКУЮ ОБЛАСТЬ https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/688 <p>В статье рассматриваются источники, касающиеся исследований <br>М.С. Истомина по выращиванию тонковолокнистого хлопка и созданию его урожайных <br>сортов, адаптированных к региону, что было крайне необходимо для промышленности и, <br>самое главное, для укрепления военной обороны благодаря интересам советского <br>правительства в развитии хлопководства в Узбекистане.</p> Dilaram Yakubova Copyright (c) 2025 "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ" международный научно-методический журнал https://paresearchjournal.uz/index.php/journal/article/view/688 Thu, 13 Nov 2025 00:00:00 +0000